КАРГИН НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Многие подлинные нравственные ценности, заложенные в крестьянском фольклоре, получали свое развитие. Очерки по итории народных верований. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: Главная Случайная страница Обратная связь Разделы: Структура народной художественной культуры.

Добавил: Kagakazahn
Размер: 8.4 Mb
Скачали: 10907
Формат: ZIP архив

Это понятие указывает на пласт на родной культуры, бытующий и развивающийся в условиях города на некие специфические черты, формы, жанры, присущие этому крагин, а культруа на границы его распространения среди опрев ленных социальных слоев и групп. Начиная со второй половины XX. Многочисленные фольклорные записи, осуществленные в последние годы, со всей определенностью говорят о том, что город выступает сегодня движущей силой фольклорного процесса, определяет его наиболее важные тенденции.

Большинство наиболее интенсивно развивающихся сегодня жанров фольклора — это жанры городского фольклора, порожденные городским образом жизни: Народная культура города сегодня представлена: Каждый из них имеет собственную историческую точку отсчета, свои специфические закономерности функционирования и эстетические каноны.

А.С. Каргин Народная художественная культура: курс лекций — Фолк-магазин

Весьма различны их отношения с архаическим фольклором, а также с народной культурой различных социальных групп. На определенном этапе истории изменяются ролевые начала в фольклорном процессе между крестьянством, которое становится в первую очередь хранителем архаических форм народного творчества и городскими жителями, значительно быстрее осваивающими новые культурные горизонты. Возникающие в городе художественные образования коргин в крестьянские слои, сохраняясь там гораздо дольше и лучше, чем это может происходить в городах.

Эта тенденция имеет более древние корни, чем принято считать, и остается актуальной в новое время. Сахаров в е годы в предисловии к «Сказаниям русского народа». Люди, обновлявшие свою жизнь, оставляли понятия и поверья, противные образу их действования; люди, оставшиеся в неизменной жизни, никогда не изменят ни своих квргин, ни своих поверий. Вот отчего в рассказах поселян мы доселе слышим художествеоная о старой русской семейной жизни» Сказания русского народа, собранные И.

При этом город не только существенно трансформировал заимствуемые им деревенские традиции, обычаи обряды, но и на их основе динамично вызывал к жизни новые виды народного поэтического, музыкального творчества, ремесел.

Василенко утверждает, что главными творцами произведений декоративно-прикладного искусства в Древней Руси были ремесленники, составлявшие основную карин городского населения. Известно, что во всех древнерусских городах существовали поселения гончаров, кожемяк, кузнецов и т. То, кулбтура они делали cкaжeм, стеклянные бусы и браслетыкоробейники развозили по деревням. Это искусство не могло не влиять на творчество деревенских мастеров. В то же время в искусстве городских ремесленников улавливается, как это художествпнная покажется странным, интерес не к реальным образам что чаще всего присуще деревенским мастерама к фантастическим.

Излюбленный у городских ремесленников плетеный орнамент отражает тяготение к причудливости и фантастичности образов, к нереальности изображений. В процессе трансформации крестьянской культуры в городскую происходят серьезные изменения в отношении к смыслу и сути праздника, смеху, обрядам.

Если в крестьянской субкультуре праздник все еще продолжал сохранять сакральный смысл, то наргдная городе сакральность праздника постепенно исчезает. Праздничный разгул, выступающий в деревне как проявление сакральности, в городе становится просто разгулом. Обрядовые действия город все больше превращал в увеселения и забавы, терявшие магическую и сакральную сущность.

Очерки по итории народных верований. Развитие городской народной культуры связано с трансформацией поэтики традиционного фольклора и поэтики литературы, сложившейся в дворянской субкультуре.

Список рекомендованной литературы. 1.Каргин А. С. Народная художественная культура

Поскольку же в городской народной культуре утверждается и социализируется картина мира, характерная для горожанина, то естественно, что эта культура тяготеет к самостоятельности и к формированию собственной системности. О наличии системности свидетельствует то, что в орбиту этой культуры попадают элементы разных субкультур мещанской, дворянской, затем рабочей. Они переплавляются в соответствии с присущими горожанам ценностными ориентациями.

  ПРОМОШОУ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

В качестве примера можно сослаться на городецкую роспись 2-й половины XIX. Народные мастера здесь демонстрируют ориентацию на городской образ жизни вроде сюжета с катанием в карете. Песенный репертуар также демонстрирует переделку авторских произведений. Этот процесс исследователи фиксируют уже в XVII. По мере того как в городе утверждают себя мещанские ценности, можно констатировать, что в традиционной культуре в целом а не только в крестьянской начинают проявляться, усиливаясь, первые симптомы общего кризиса.

С этого времени формируются альтернативные образования в городской народной культуре, соприкасающиеся с архаической и элитарной культурами, но обособленные от них и даже им противостоящие. В сложном художественном процессе тесно взаимодействовали между собой различные национальные традиции, школы, обычаи, обряды, создавая пеструю этническую мозаику строения этом культуры.

Но это была одна сторона дела, другая заключалась в том, что город явился местом бурного развития специфическим фольклористических образований, получивших название фольклоризма, а также организованных любительских структур и художественной самодеятельности.

Пятницкий народное пение — народный хорТ. Фольклор и социалистичекая культура: В конце XIX. Последнее также следствие урбанизационных процессов и развития средств передвижения и массовой информации. Город, городской посад катализировали этот процесс, придав ему культурологический и социологический характер.

кулбтура Явление фольклоризма столь же многолико, как и сам фольклор, и понять его сущность возможно лишь увязав с глобальными процессами, происходящими в жизни личности, государства, общества.

Важно подчеркнуть, что фольклоризм, возникнув в городской культуре, постепенно отвоевывал духовное пространство у архаического фольклора и стал характеристикой развития деревенской традиционной культуры, в которой также появились организованные фольклористические структуры.

Город не только явился родоначальником фольклоризма как особого слоя в народной культуре, но и сформировал принципиально новые художественные образования — бытовые компилятивные формы творчества и художественную самодеятельность. Они возникли на стыке «ученой традиции» и бытового музицирования, игры на музыкальных инструментах, драматической игры и представляли собой новый пласт культуры, функционирующий по аналогии с фольклорной традицией.

Култура заключалась, во-первых, нкродная том, что передавались образцы этой культуры не устным, а в основном письменным путем; во-вторых, образцами художественной деятельности служили как образцы традиционной, так и элитарной культуры — романсы, игра на музыкальных инструментах, пьесы драматургов, чтение вслух модных романов; в-третьих, носителями этого слоя народной культуры стали выступать рабочие, мещане, интеллигенция, дворянство, студенчество и др.

Эта культура появилась и в деревне в среде сельской интеллигенции, разночинцев, приезжавших «просвещать» и облагораживать деревню. Получила она достаточно широкое развитие и в советское время, когда у отдельных кругов сельской интеллигенции сформировалась своя собственная субкультура со своими понятиями о моде, престижности, имидже и т. В этом слое культуры налицо все приметы ее «городского» происхождения: Нельзя не сказать еще об одном слое народной культуры, истом которого также находится в городе.

Речь идет о художественной самодеятельности как особом типе социально организованной культурно-творческой деятельности. Это тип народной культуры ближе всех примыкает к элитарной культуре по своим эстетическим и организационным принципам, способу отражения действительности, специальному статусу ее носителей.

Художественная самодеятельность как массовое явление возникла в конце XIX.

Они были ориентированы на сложившиеся к тому времени профессиональные художественные коллективы — театры, хоры, ансамбли, оркестры и взяли за основу природу их развития Каргин А. Несмотря на наличие в городской культуре разных образований, о ней можно говорить как о некой целостности. С точки зрения С. Резкое разграничение культуры народных масс и господствующего класса наблюдается с этого времени Рождественская С. Русская народная художественная традиция в современном обществе.

Удар этот вызвал еще большее развитие, усиление городской культурной традиции. Некоторые исследователи, имея в виду эту трансформацию, высказывали мысль об исчезновении традиционной народной культуры в целом. Михневич в конце XIX. Святочные обряды исчезают уже не только из быта дворянина, но и городского мещанина. В городе вчерашний крестьянин поет уже «фабричные» песни, презирая «мужицкие». Фабричное производство ведет к упразднению земледельческого быта и мышления.

  ФИЛИПП МАРТЫНОВ МАПИНГУАРИ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Смотри также

Появляются и развиваются традиции городского образа жизни в крестьянской среде. На посиделках крестьянскую девушку трудно отличить от городской мещанки. Новое поколение скидывает со своих плеч не только дедовские зипуны и сибирки, но и традиционные нравственные ценности. Нарождается упрощенная «сюртучно-трактирная» субкультура с ее искусственностью и вычурностью.

В новой, городской поэзии те же персонажи, что и в народной песне, — удалой молодец художоственная красная девица.

Список рекомендованной литературы. 1.Каргин А. С. Народная художественная культура

Но их имидж и идеалы резко изменились. Новый франт и щеголь «манерно ступает», а вкусы у него деликатные и изысканные.

Этот накрахмаленный Адонис часто задерживается перед «зеркалом xpyстальным». Он фланирует по Невскому «пришпехту», катается в карете. Что касается «красной девицы», то она тоже превратилась в щеголиху, и «походка у нее стала «дворянская» и «речи деликатные», а ведет она «вольготную» светскую жизнь на господскую ногу. Между этими героями завязывается роман в бульварном вкусе: Идеалы распутства, разгула, пьянства свидетельствуют о их возведении в рам «официальных» народных ценностей.

И в трактир с ними хожу. Идеалы крестьянина, порвавшего с дедовской стариной и каррин к промышленному движению, делают его маргиналом. Изврашение народного песнетворчества. Вчерашний крестьянин, развлекающийся в городе, становится в оппозицию к своей собственной традиционной культуре, но не может освоить и мещанскую субкультуру. Это куоьтура выражается в значительной части рабочего каргтн, в котором бахвалятся уже не только фасонистыми жилетками и «французскими» рубашками, но и объемом выпитого вина, куьлтура разгулом в трактире до поздней ночи:.

Безусловно, в складывающейся городской народной культуре не только эти идеи находили отражение, в том числе и на первых порах ее истории. Многие подлинные нравственные ценности, заложенные в крестьянском фольклоре, получали свое развитие. Устная поэзия русских рабочих: Программа для педагогических вузов. В чем причины односторонней оценки городской народной культуры, прозвучавшей уже во второй половине XIX.

Во-первых, разрушение патриархального уклада и резкий уход с исторической авансцены крестьянства с его богатыми традициями. Это воспринималось как гибель традиций и культуры. Тем более, что равноценной замены не обнаруживалось. Фольклор и народная культура. Во-вторых, многие яркие, броские, вычурные образцы городской культуры и утверждаемые ими нравственные идеалы действительно противопоставлялись миру архаических ценностей, проигрывали им, создавали иллюзию всеобщей утраты, разрушения, игнорирования.

Причем в силу своей упрощенности они переносились мигрирующими маргиналами в деревню и в маленькие го-рода и принимали всеобщий характер.

Казалось, что половодье хамства, эпигонства, агрессивности, нравственной всеядности заполнило народную жизнь. В-третьих, собиратели старины, фольклористы, этнографы — современники бурного развития городов и фабрично-заводского образа жизни — увидели в них не объективную поступь цивилизации со всеми ее негативными последствиямиа путь утраты российской самобытности. Для большинства исследователей XIX. Словарь научной и народной терминологии.

В е годы П. Соболев констатирует, что фольклористы пребывают под гипнозом исчезающего сарафана и расшитого крестьянского полотенца Соболев П.